29.09.2008 | Служба новостей Росфирм
Ставки автокредитов растут, объемы выдачи сокращаются
Крупнейшие игроки рынка автокредитования повышают ставки на 1-3%, одновременно сокращая объемы выдачи автокредитов. Банкиры мотивируют это ростом стоимости финансовых ресурсов и нестабильной ситуацией на рынке. Удорожание и сокращение выдачи автокредитов, с помощью которых покупается 50% автомобилей, серьезно сократят объемы продаж и переместят спрос в сторону более дешевых моделей. Автодилеры в этих условиях готовятся кредитовать покупателей самостоятельно.
Вчера один из крупнейших участников рынка автокредитования - "Абсолют банк" сообщил о повышении ставок по автокредитам. Как сообщил "Ъ" директор департамента розничных банковских продуктов "Абсолют банка" Эмиль Юсупов, ставки по всем программам (рублевым и долларовым) выросли на 2-3 процентных пункта. "Сейчас по рублевым кредитам ставки установлены на уровне 14-15%, по долларовым - 12-14%",- сказал он. По словам господина Юсупова, ставки повышаются в связи с изменением рыночной конъюнктуры и удорожанием ресурсов для банка.
Повышение ставок по автокредитам - общая ситуация на рынке. "Мы подняли ставки на 2 процентных пункта, до уровня 14% в рублях и 7,5% в долларах, по беспроцентному кредиту единовременно взимается комиссия 0,75%, умноженная на количество лет предоставления кредита,- сообщил зампред правления банка "Авангард" Валерий Торхов.- Кроме того, на время кризиса мы увеличили сроки выдачи уже одобренных кредитов". Со следующей недели ставки собирается повысить Альфа-банк. "Мы не исключаем повышения ставок в ближайшее время",- заявил "Ъ" замдиректора департамента развития розничного бизнеса Промсвязьбанка Сергей Лыкосов. В Юникредитбанке "Ъ" заявили, что в ближайшее время кредиты подорожают. С 1 октября ставки по автокредитам на 1,5-3 процентных пункта повышает Райффайзенбанк. По словам одного из банкиров, "фактически ставки по автокредитам повысили уже все банки: те, кто этого не сделал, их просто не выдает".
Автодилеры также говорят о сокращении банками объемов профильного кредитования. По словам опрошенных "Ъ" представителей автодилерских компаний "Рольф", Genser, Major, "Фаворит-Моторс", их основные банки-партнеры (Сбербанк, ВТБ 24, Газпромбанк) уже увеличили ставку на 1,47-2% годовых. По словам топ-менеджера одного из федеральных автохолдингов, количество отказов на кредитование увеличилось в сентябре на 70%. "Первыми кризис почувствовали региональные представительства, где объем продаж снизился по итогам августа-сентября почти на 50%",- пояснил собеседник "Ъ".
Объемы автокредитования банкиры сокращают вслед за снижением объемов выдачи ипотечных кредитов (см. "Ъ" от 19 сентября). "Автокредиты - второй по срочности банковский продукт после ипотеки, они выдаются на три-пять лет, у некоторых банков есть программы на семь лет,- поясняет руководитель блока "Розничный бизнес" Альфа-банка Алексей Марей.- Для выдачи кредитов на длительный срок сейчас достаточно сложно и дорого привлекать финансирование: соответственно, растут ставки". Рынок автокредитования долгое время был высококонкурентным и низкодоходным, августовский уровень ставок 10-14% сейчас удерживать невозможно, считает Валерий Торхов.
По оценкам экспертов, из-за увеличения стоимости кредитов объем автокредитования сократится примерно вдвое. "В среднем по России в кредит продается порядка 50% машин",- подсчитал Эмиль Юсупов. По данным аналитического агентства "Автостат", в 2007 году было продано 2,4 млн новых автомобилей (российского и иностранного производства), из которых 1,15 млн приходится на продажи с использованием кредитных средств. Суммарный объем рынка автокредитования - $16 млрд, средний размер кредита - $13,9 тыс. Соответственно, после повышения ставок эта доля может снизиться до 20-30% в целом по России.
Сокращение спроса на автокредиты вследствие их удорожания снизит объемы продаж, которые в последние месяцы демонстрируют снижение темпов прироста. "Если по итогам первого полугодия прирост по иномаркам составил 47%, то по итогам года - в пределах 30-35%",- считает аналитик ИФК "Метрополь" Михаил Пак. По мнению Алексея Марея, одновременно спрос сместится в сторону более дешевых автомобилей.
Чтобы не допустить падения продаж (у различных компаний доля реализации машин в кредит составляет от 30% до 50%), автодилеры и автопроизводители готовы самостоятельно кредитовать своих клиентов. На собственные кредитные программы рассчитывают Ford и Renault. Аналогичную программу готовится запустить компания SOLLERS (собирает легковые модели Fiat и SsangYong). "Сейчас место крупных банков могут занять небольшие инвесткомпании, не представленные ранее на российском рынке",- поясняет совладелец ГК "Фаворит-Моторс" Владимир Попов. По словам господина Попова, его компания уже ведет переговоры с несколькими инвесткомпаниями о возможности предоставления автокредитов. Первыми банковский рынок начал осваивать крупнейший дилерский холдинг ГК "Рольф", объявив о намерении приобрести банк "Капитал Москва" (см. "Ъ" от 17 апреля).
Елена Пашутинская, Ирина Парфентьева, Дмитрий Беликов
Источник: КоммерсантДругие статьи по теме
19.08.09 Генплан Сочи: Что ждет "летнюю столицу" России?
05.08.09 Государство начнет закупки зерна только в случае необходимости
03.08.09 Финансирование строительных объектов сократят на треть
23.07.09 Игры-2014 падают в цене
17.06.09 Цены на покрышки, шины, камеры в Екатеринбурге
►Все статьи по теме